Константинов Василий Дмитриевич (1899 – 1952), Константинов Николай Дмитриевич (1900 – 1960)

professionalna kinosemkaСоветские инженеры – изобретатели, конструкторы киносъёмочной аппаратуры.

Братья Константиновы родились в семье приказчика в деревне Гагарино Задонского уезда Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области). Их отец рано умер. Детство и юность братьев прошли в Лебедяни, откуда был родом отчим – второй муж матери Константиновых – Игумнов.

В 20-е годы Василий уезжает в столицу, где устраивается оператором на московскую студию кинохроники. В начале 30-х переходит в киномастерские при студии. Там он работает над созданием первой отечественной кинокамеры.

С 1932 года, работая в московских мастерских «Союзкинохроники», Константинов вместе со своим братом Николаем создали первый звуковой киносъёмочный аппарат «Хроникон», имевший широкое распространение в кинохронике. В 1937 году на Московском опытном заводе киноаппаратуры В. Константинов изобрел киносъёмочный аппарат «КОНВАС» со штативом к нему, а в 1940 – «КОНВАС–звук» для одновременной съёмки изображения и записи звука на одну плёнку. Аппарат Конвас-1 (название составлено из первых букв фамилии и имени его конструктора Константинова Василия Дмитриевича) имел значительные преимущества перед зарубежными «Дерби-Парво Л», «Асканией».

Большим событием в истории отечественного киноаппаратостроения стало создание в 1952 году ручного киносъёмочного аппарата «Конвас-автомат» модели 1КСР, разработанного на заводе «Москинап» в творческом содружестве с коллективом операторов и конструкторов Центральной студии документальных фильмов во главе с В. Константиновым. Время перезарядки камеры составляло всего 12 сек., поэтому ее и назвали «автомат». «Конвас-автомату» принадлежит главное место в ряду ручных КСА для профессионального кинематографа. Этот аппарат был выпущен взамен ручного аппарата КС-50Б и отличался от него наличием зеркального обтюратора, быстросменных кассет, обеспечивающих автоматическую зарядку камеры, электропривода. Аппарат сразу завоевал симпатии кинооператоров и стал широко применяться на киностудиях художественных, документальных и научно-популярных фильмов, а его модификации 1КСР-1М и 1 КСР-2М выпускаются до настоящего времени.

Konvast ErsovОдин из первых вариантов КСР-1М выпускал с 1957 г. КМЗ (Красногорский механический завод). В течение всего времени аппарат совершенствовался. Благодаря надёжности в работе, малому весу и высоким качественным показателям он в значительной степени вытеснил из применения так называемые штативные камеры, применявшиеся в хроникально-документальных и научно-популярных съёмках.

Не случайно, именно аппаратом Конвас-автомат пользовались в полёте первые советские космонавты. Кинокадры, снятые ими в космосе, обошли весь мир. Киносъёмка Г. Титова в космосе открыла новую страницу в истории мировой кинематографии. Конвасом снимали в «бассейне невесомости» и в кабине реактивного самолёта, пилотируемого летчиком-космонавтом. Учёный и конструктор, космический врач и психолог, космический физиолог и инструктор по полётам не могли обойтись без кинодокументации, запечатлевающей проведенные эксперименты. Используя кинокамеру «Конвас-автомат», космонавты создали уникальную космониану — серию съёмок нашей планеты.

C применением «Конвас-автомата» появились новые возможности в решении художественно-творческих задач. В этом отношении особенно показателен опыт творческого использования ручной камеры Конвас-автомат известным советским кинооператором С. Урусевским при съёмке фильмов «Летят журавли» и «Неотправленное письмо» режиссера М. Калатозова. В последнем из этих фильмов около 80% всего материала было снято аппаратом «Конвас-автомат». Оценивая возможности ручной камеры в художественной кинематографии, С. Урусевский особо подчёркивает её роль в решении некоторых драматургических задач изобразительными средствами, когда особенности ручного аппарата позволяют сделать зрителя как бы непосредственным наблюдателем или даже участником событий, происходящих на экране. «Ручная камера, – говорил С. Урусевский, – благодаря своим техническим возможностям иногда подсказывает пути решения той или иной художественной задачи, при этом большое значение имеет то, что такая камера находится не на «мертвой» точке (штативе, тележке, кране), а в руках живого человека–оператора. И если оператор захвачен действием, которое он снимает, то это настроение будет передаваться и зрителю, ибо камера – это зритель номер один – находится в руках у оператора в прямом и переносном смысле».

Николай Дмитриевич Константинов окончил трудовую школу, работал комендантом на железнодорожном вокзале, оператором в киностудии.

С камерой в руках он объездил много стран, отснял десятки фильмов. Занимался изобретательством. Результатом его работы стала первая советская камера для съемок документального кино «Хроникон».

Во время войны в качестве фронтового кинооператора работал на Сахалине. Здесь он изобрел самую уникальную стреляющую камеру «Хроникон-снайпер». После войны Н. Константинов работал над созданием специальной машины для проведения документальных киносъемок: снаружи обычный фургон, а внутри – киностудия.

Работал в воронежском корпункте Ростовской киностудии: снимал документальное кино.

Отечественные кинокамеры, созданные в начале развития советской кинопромышленности и в более поздний период, способствовали расцвету киноискусства, созданию кинолетописи нашего государства, производству учебных и научно-популярных фильмов и в этом есть немалый вклад Василия и Николая Константиновых.

        Библиография        

Литература о них

Гребенников О. Ф. Киносъёмочная аппаратура : учеб. для вузов. – Ленинград : Машиностроение, 1971. – 352 с. – С. 250–253.

Гордийчук И. Б. Советская киносъёмочная аппаратура. – 2-е изд., доп. – Москва : Искусство, 1974. – 352 с. : ил. – Из содерж. : Аппараты для съёмки обычных и широкоэкранных фильмов на 35-мм киноплёнке. Киносъёмочный аппарат «Конвас-автомат» (модели 1КСР и 1 КСРШ). – С. 96–106.

Гордийчук И. Б. Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. – Москва : Искусство, 1979. – 439 с. – Из содерж. : Аппараты для съёмки на 35-мм киноплёнке. 1. Аппарат «Конвас-автомат», модели 1КСР и 1КСРШ («Москинап», СССР). – С. 76–82.

Ершов К. Г. Киносъёмочная техника. – Ленинград : Машиностроение. Ленинградское отд-ние, 1988. –272 с. : ил.

Киносъёмочный аппарат «Конвас-автомат» / И. Б. Артишевская, В. А. Дашков, С. А. Соломатин. –Ленинград : ЛИКИ, 1989. – 24 с.

Профессиональная киносъёмочная аппаратура : учеб. пособие для вузов / С. А. Соломатин, И. Б. Артишевская, О. Ф. Гребенников. – Ленинград : Машиностроение, Ленинград. отд-ние, 1990. – 288 с. : ил. – Из содерж. : Киносъёмочный аппарат «Конвас-автомат» моделей 1КСР-1М, 1КСР-2М: [назначение и технические характеристики, общее устройство, лентопротяжный механизм, обтюраторный механизм, передаточный механизм, электрическая часть]. – С. 36–65.
***

Рябчиков Е. Кинокамера в космосе : [о сов. космониане] // Искусство кино. – 1965. – № 6. – С. 1–6 : фото.

Колесникова Н. В скафандре над планетой : [об одноимен. док. фильме] // Сов. экран. - 1965. - № 14. - С. 3.

Жигарев Л. Хроника космической эры : [о фильме «Человек вышел в космос», о съёмках в космосе] // Искусство кино. – 1966. – № 2. – С. 24–26.

Ковырялов А. Братья Константиновы  // Лебедян. вести [Лебедян. р–н]. – 1994. – 2 февр.

Волынчиков Н. ГЭС на Красивой Мече : [Н. Д. Константинов – создатель ГЭС в Лебедян. р–не] // Добрый вечер. – 2001. – авг (№ 34). – С. 4.

Кобзева И. Здравствуй, знаменитость! : [об экспонате Лебедян. краевед. музея – кинокамере «Конвас»] // Золотой ключик. – 2001. – 23 авг. (№ 18). – С. 18.

Стреляющая камера: о знаменитых изобретателях – братьях Василии и Николае Константиновых из Лебедяни / подгот. В. Манаенков, В. Акимов ; фот. О. Белякова // Липец. газ. – 2008. – 13 сент. – С. 3.

Курдюкова Е. Уникальный кадр : первая съемка земли из космоса велась кинокамерой, которую изобрел наш земляк [о братьях Василии и Николае Константиновых, урож. с. Гагарино Задон. уезда, изобретателях кинокамер] // Липец. репортер. – 2009. – 5 мая (№ 18). – С. 27.

Грузман Н. «Конвас» родом из Лебедяни : фильм «Летят журавли» снимали кинокамерой, сконструир. инженером из Лебедяни : [о братьях Константиновых – Николае и Василии] // Липец. газета: итоги недели. – 2010. – 25–31 янв. (№ 3). – С. 45–47.

Первицкий Ю. Источник духовности и патриотизма : [об извест. людях, которые учились, преподавали или просто бывали в здании бывшей Лебедян. муж. прогимназии (затем гимназии)] // Липец. газета: итоги недели. – 2015. – 27 июля–2 авг. (№ 31). – С. 42–45. – (Гид : история).

Деревяшкина Е. Наши «братья Люмьер» : [о бр. Константиновых] // Аргументы и факты. – 2015. – 23–29 дек. – С. 16. – (АиФ–Липецк»).

Жуков П. Братья Константиновы: кинооператор и конструктор : [об уроженцах д. Гагарино Задон. р–на, жителях Лебедяни братьях Константиновых, посвятивших свою жизнь кино] / фот. П. Жуков // Золотой ключик. – 2016. – 12 янв. (№ 1). – С. 6–7. – (2016 – Год кино).

Справочная и библиографическая литература

Константинов В. Д // Кинословарь. Т. 1. – Москва : Сов. энциклопедия, 1966. – С. 814.

Интернет–ресурсы

[События и даты Липецкого края] Родился Василий Дмитриевич Константинов (1899 – 1952) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://lounb.ru/calendar/all-dates/rodilsya-vasilij-dmitrievich-konstantinov-1899-1952